Внимание! Studlandia не продает дипломы, аттестаты и иные документы об образовании. Наши специалисты оказывают услуги консультирования и помощи в написании студенческих работ: в сборе информации, ее обработке, структурировании и оформления работы в соответствии с ГОСТом. Все услуги на сайте предоставляются исключительно в рамках законодательства РФ.
Нужна индивидуальная работа?
Подберем литературу
Поможем справиться с любым заданием
Подготовим презентацию и речь
Оформим готовую работу
Узнать стоимость своей работы
Дарим 200 руб.
на первый
заказ

Дипломная работа на тему: Взаимодействие мировых и традиционных религий у родов Северного Кавказа

Купить за 600 руб.
Страниц
104
Размер файла
94.45 КБ
Просмотров
17
Покупок
0
К.Г. Доусон написал "Религия - это ключ к истории". Религиозный фактор издавна играл и играет важную, а порой ключевую роль в межцивиллизационных отношениях (крестовые походы европейцев и ответная исламская

Введение

К.Г. Доусон написал "Религия - это ключ к истории".

Религиозный фактор издавна играл и играет важную, а порой ключевую роль в межцивиллизационных отношениях (крестовые походы европейцев и ответная исламская агрессия), в образовании государств (индопакистанский конфликт), межгосударственных отношениях и внутригосударсвтенных делах (Европейские государства в период Нового времени). Эта проблема всегда была актуальной и для России, особенно в отношении таких регионов, как Поволжье и Кавказ. Значимость религиозного фактора стала возрастать и усиливаться с 1980-х гг. Резко возросла эта значимость с 1990-х гг. по 2000-ые гг., что повлияло на межконфессиональные и внутриэтнические отношения, что более чем заметно в настоящее время, особенно на Юге России.

На сегодняшний день вопросами взаимодействия религии в различных сферах общественной жизни занимаются крупнейшие научные институты в мире. В России к ним можно отнести Российский институт стратегических исследований, Институт религии и политики, комитеты и советы при Московском патриархе, совете муфтиев России.

Объект изучения - осетинский этнос.

Предмет исследования - динамика этноконфессионального облика осетин.

Хронологические и территориальные рамки

Первые постоянные аланские поселения на территории Центрального Кавказа появляются, по данным археологии, с IV в., этот период является нижней границей нашего исследования. Но период с IV в. по VI в. слабо освещен в этнографическом и археологическом отношении, по этому непосредственное изучение религиозного положения среди алан мы начинаем с VI в. н.э.

Верхней границей исследования следует считать начало XX в. В обозначенном хронологическом промежутке явно выделяются несколько этапов. Период XIII - XIV вв. является границей между доминированием аланов на территории Северного Кавказа и новыми миграционными волнами, в которых, в том числе, участвуют и аланские племена. Происходит передел сфер влияния, до XVII в., идет активный процесс этногенеза современных народов Кавказа. XVIIIв. - первая половина XIX в. период постепенного утверждения России на Кавказе, в отношении нашей проблемы изучения барьерным является период 40-х - 70-х гг. XVIIIв., что объясняется процессом вхождением Осети в состав Российской империи, как части Кабарды.

В начале XX в. (1904-1920гг.) происходит ряд крупных политических явлений, существенно изменивших религиозную ситуацию среди осетин.

Что касается территориальных границ, то следует выделить основные и дополнительные. В виду того, что влияние алан в период с X по XIII вв. распространяется на подавляющей территории Северного Кавказа, в работе использованы этнографические и иные материалы, собранные за пределами основных территориальных границ, позволяющее качественнее оценить роль аланского фактора в этногенезе осетин. Основной территориальными границами является зона локализации осетинского этноса в XVII - XXвв.

Цель - выявить роль религиозного фактора в истории осетинского народа.

Задачи исследования:

Систематизировать основные теории и этногенеза осетин;

Выявить этнический субстрат в верованиях осетин;

Определить наличие или отсутствие субстрата в христианской и исламской традиции осетин;

Проследить основные этапы, характер и причины распространения христианства и ислама в осетинской этнической среде;

Проанализировать динамику этноконфессиональной ситуации в алано-осетинском пространстве с VI по начало XX в.;

Основные методы исследования - системный анализ, сравнителный исторический метод (кросс-культурный) в двух вариантах: историко-генетический (гиахронный: скифы, аланы- осетины) и историко - типологический (синхронный: осетины, северо-кавказский этнос), частные инструментальные методы (компиляции, экспликации).

Историография, степень изученности темы. Изучение религиозной ситуации в регионе обусловлено целым рядом специфических черт. Необходимо понимать, что положение на тот или иной промежуток времени обуславливается различным сочетанием монотеистических и политеистических традиций. Этническая принадлежность является существенной стороной культуры. С другой стороны культура является отражением той эпохи, и того общества, которыми она порождена.

Изученность религиозных процессов в осетинской среде в настоящее время не достаточна, не смотря на разнообразный источниковедческий материал. Записки путешественников, мемуары, административная документация, периодика, духовная литература.

Объяснить такое положение можно лишь частично. В советское время религии как общественному феномену уделялось мало внимания, она рассматривалась как примитивная форма общественного сознания.

Основой научного кавказоведения и, в частности осетиноведения, стали работы таких выдающихся российских учёных прошлого века, как А.М. Шёгрен, В.Ф. Миллер, М.М. Ковалевский. К исследовательской работе ими привлекалисья представители национальной интеллигенции - С. Жускаев, С. Кокиев, Дж. и Г. Шанаевы. Они собирали материал и публиковали научные статьи по истории и этнографии родного края, являющиеся ценнейшим источником по истории духовной культуры осетин. Священнослужители А.Г. Гатуев и А.Н. Кодзаев занималисья изучением истории религии и христианской церкви в Осетии.

В советский период была проведена большая работа по систематизации материалов по истории культуры. В работах Г.А. Кокиева, В.И. Абаева, Б.В. Скитского, М.С. Тотоева, М.О. Косвена, Б.А. Калоева, З.П. Цховребова, Л.А. Чибирова, В.А. Кузнецова, Г.И. Цибирова, А.К. Хачирова, В.Х. Тменова, Г.И. Кусова при исследовании вопросов истории и культуры Осетии частично освещается и исследуемая нами тема.

Несмотря на большое количество исследований, остаются открытыми важные для осетинского религиоведения вопросы. В том числе причина живучести в осетинской среде элементов "язычества", и сохранения в условиях мусульманского окружения христианской ориентации. Каковы были предпосылки для возникновения и распространения в Осетии различных форм религии, а также свободомыслия и религиозного индифферентизма.

В.А. Кузнецов, характеризуя развитие христианства на Кавказе, уделяет большее внимание материальным его проявлениям. Работы, посвященные язычеству, как правило, преуменьшают роль монотеистической компоненты. Что находит свое объяснение в идеологии. Современные ученые тщательнее изучают динамику религиозных процессов в XIX - XX вв., это связанно с обилием материала по этому периоду. Источниковедческая база изучения истории религии до XVIII в. представлена в основном данными археологии и этнографии. Что делает процесс изучения трудоемким, предъявляет повышенные требования к исследователю.

Изученность отдельных задач, поставленных перед нами крайне слабая. Так, проблемой ислама в осетинской среде занималось только три исследователя. Б.А. Калоев, выпустил ряд статей по отдельным вопросам, обобщив их в монографии "Осетины…" Работа В. Уарзиати, занимавшегося вопросами культурного взаимодействия ислама и традиционной осетинской среды, представлена всего одной статьей "ислам в культуре осетин". Монография Н. Емельяновой "Мусульмане Осетии", не смотря на обещающее название представляет собой обобщенный труд по всем верованиям осетин. При этом ислам представлен крайне кратко. Изучение мусульманской компоненты таким образом проводилось многомерно, с привлечением разнородной источниковедческой базы, в том числе архивных материалов.

Характеристика источников.

В работе используются разнообразные исторические источники. Прежде всего, это заметки путешественников, представленные в виде сборников, Осетины глазами русских и иностранных путешественников (XIII - XIX вв.), Аланы в древних и средневековых письменных источниках (Алемань А.), Сборник сведений о кавказских горцах. Все перечисленные источники имеют свои особенности. Разный уровень обработки представленной информации.

Следующую группу источников представляют данные Центрального государственного архива Республики Северная Осетия - Алания. В частности была использована официальная документация, материалы дел о ренегатстве, переписка должностных лиц, прошения.

К историческому источнику также можно отнести Нартский эпос, данные фольклора. Но в нашем исследовании они непосредственно не задействованы. Что объясняется сложностью вычленения необходимой информации. Связано это с многослойностью Нартского эпоса, условиями его формирования, затронувшими разные стадии общественного развития осетин.

Частично к источникам можно отнести этнографические публикации исследователей конца XIX в. Так как наряду с аналитической информацией в них предоставлен качественный полевой материал. Но мы включаем эти работы в список литературы, условно, что связанно с ценностью, представленных в них выводов и положений исследователей.

Структура работы.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка источников и литературы.

Во Введении формулируются предмет, задачи и цели работы, её актуальность, определяются географические границы исследования и его хронологические рамки.

Первая глава "Проблема этногенеза осетин в свете эволюции их религиозных представлений" состоит из трех пунктов.

Первый пункт включает основные теории этногенеза осетин с их кратким обоснованием, все теории даны в хронологической последовательности.

Во втором пункте предпринята попытка выделения субстрата и компоненты мировых религий в традиционных верованиях осетин. Структура субстрата неоднородна, по этому, его характеристика дана по элементам (местные кавказские, скифские, сарматские). Мировые религии оставили не равный след в традиционных верованиях, по этому, основное внимание уделено христианским компонентам.

В третьем пункте представлена характеристика этноконфессиональных процессов в алано-осетинской среде с VI по XVII вв.

Вторая глава "Динамика религиозной ситуации в среде осетин в XVIIII - нач. XX вв.: христианство." состоит из трех пунктов.

В первом пункте приводится характеристика положения христианства на момент присоединения Осетии к России, оценка деятельности первых миссионерских организаций среди осетин.

Во втором пункте представлена характеристика миссионерской деятельности среди осетин в конце XVIII - середине XXв, приведена статистика.

В третьем пункте дана характеристика деятельности Русской Православной Церкви на территории Осетии через миссионерские организации, просветительскую деятельность и направления деятельности архиереев. По периоду начала XXв. представленная в работе информация имеет более компилятивный характер, что связано с недостатком этнографического материала по обозначенному периоду.

Третья глава "Динамика религиозной ситуации в среде осетин в XVIIII - нач. XX вв.: ислам." так же состоит из трех пунктов. Сравнительно небольшие объемы главы обусловлены недостатком материалов для изучения.

В первом пункте представлена характеристика положения ислама среди осетин в XVIII в., дано объяснение причин его распространения, не смотря на усиление в регионе Российской империи.

Во втором пункте рассматривается государственная политика в отношении мусульман её основные противоречия.

В третьем пункте дана характеристика основных тенденций изменения положения ислама во второй половине XIX - нач. XXвв.

В заключении представлены основные выводы, отвечающие на поставленные во введении задачи. Дана оценка результативности работы в достижении поставленной цели.

Оглавление

- Введение

- Проблема этногенеза осетин в свете эволюции их религиозных представлений

- Этногенез осетин теории и точки зрения

- Древние верования предков осетин субстрат и компонента мировых религий

- Этноконфессиональные процессы и ситуация в алано-осетинском пространстве VI-XVII века

- Динамика религиозной ситуации в среди осетин в XVIII - нач. XX веках христианство

- Положение и состояние христианства в среде осетин на момент их присоединения к России. Деятельность первой Осетинской духовной комиссии

- Миссионерская и проповедническая деятельность в конце XVIII - середине XIX века. Вторая Осетинская духовная комиссия

- Положение христианства в Осетии во второй половине XIX - нач. XX веков

- Динамика религиозной ситуации в осетинском мире в XVIII - начале XX века ислам

- Распространение и укрепление позиций ислама в XVIII веке

- Государственная политика по отношению к исламу XIX- нач. XX века

- Положение ислама в Осетии вторая половина XIX - начала XX века Заключение

- Библиографический список

Заключение

Возникает вопрос, почему такое успешное дело на первом своем этапе, как миссионерство среди осетин, со временем зашло в тупик

В XVIII в. главным стимулом принятия крещения было перейти под покровительство русского государства и получить земли на равнине. После переселения на равнину, этот стимул отпал. Проживавшие рядом с осетинами на равнине казаки и иногородцы часто использовали древние социальные институты, такие как куначество, межнациональные браки. На примере русских, осетины стали свидетелями того, что далеко не все они исповедую православие, ведь многие казаки были старообрядцами, молоканами.

Когда поднялся вопрос об отмене крепостной зависимости, резко оппозиционны правительству стали осетинские феодалы, исповедующие, в большинстве, ислам. распространились эмиграционные настроения, в чем царское правительство увидело для себя плюс, так как могла высвободиться часть земель.

Список литературы

Источники

1. Алемань, А.Аланы в древних и средневековых письменных источниках.-М.: Менеджер.- 608с.

. Сборник сведений о кавказских горцах. 1870. Вып. IV. С.2.

. Осетины глазами русских и иностранных путешественников (XIII - XIX вв.)/ Сост. Б.А. Калоев. Орджоникидзе: Северо-осетинское книжное издательство, 1967. С. ЦГА РСОА

Использованная литература

4. Абаев, В.И. Избранные труды. Религия. Фольклор. Литература./ В.И. Абаев.- Владикавказ: Ир, 1990. -с.

. Авксентьев, А. Ислам на Северном Кавказе./А. Авксентьев.- Ставрополь: Ставропольское книжное издательство, 1984.-с.

. Аликберов, А.К. Эпоха классического ислама на Кавказе./А.К. Аликберов.- М.: Наука, 2003. -с.

. Андрей (Мороз), игумен. История Владикавказской епархии./Андрей (Мороз).- Элиста: НПП "Джангар", 2006. -с.

. Беляев. И., протоиерей. Русские миссии на окраинах. Кавказская миссия./И. Беляев.- Владикавказ: Олимп, 2008. -с.

. Ванеев, З.Н. Избранные труды по истории осетинского народа. Том. II./ З.Н. Ванеев.- Цхинвал: Ирыстон, 1990. -с.

. Вестник института цивилизации./ Сост. - Владикавказ, 2005. -с.

. Византийская цивилизация в освещении российских ученых: 1894-1927/ Ред..- М.: Лдомир, 2005. - с.

. Вопросы иранской и общей филологии./ Ред.- Тбилиси: Мецниереба, 1977.- с.

. Гаглойти, Ю.С. Аланы и вопросы этногенеза осетин./ Ю.С. Гаглойти.- Тбилиси: Издательство Мецниереба. 1966. - с.

. Гаглойти, Ю.С. Избранные труды./ Ред.- Цхинвал, 2010. -с.

. Гаглойти, Ю.С. Этноисторической содержание некоторых традиций и обычаев осетин./ Ю.С. Гаглойти.- Орждоникидзе.:,.-с.

. Гоглойти. Ю.С. Этногенез осетин по данным письменных источников. Происхождение осетинского народа./ Ю.С. Гаглойти.- Орджоникидзе: Северо-осетинское книжное издательство, 1967. - с.

. Гатуев, А., протоирей. Христианство в Осетии./А. Гатуев.- Владикавказ: Олимп, 2007.- 176с.

. Гюльденштедт И.А. Географические и исторические известия о новой пограничной Линии Росийской империи, проведенной между Тереком и Азовским морем. Нальчик: Издательство М. и В. Котляровых, 2010. С. 12.

. Дарьял. 1994. №4. С.234.

. Дзеранов Т.Е. Религя осетин и русская культура. Владикавказ: СОИГСИ им В.И. Абаева, 2006. С. 59-60.

. Дзидзоев В.Д. Этнокультурные и родственные связи кабардинцев с соседними народами Северного Кавказа в XVIII - нач. XIX в.Владикавказ, 1993. - 96с.

. Дубровин, Н.Ф. История войны и владычества русских на Кавказе. Т. I. СПб.: Типография департамента уделов, 1871. С. 283.

. Емельянова Н. Мусульмане Осетии. М.: Наука, 2000. С. 83.

. Записки Императорского Одесского Общества Истории и Древностей. Том XXI. Одесса: Экономическая типография и литография, 1898. С.25.

. Известия СОНИИ. Том XIX. Орджоникидже, 1957. С. 138.

. История грузинской иерархии с присовокуплением обращения в христианство Осетии и других горских народов, по 1-е Генваря, 1825 года. М.: Синодальная типогрфия, 1853. С. 64-65.// URL: books.google.ru.

. Канукоа З.В., Федосова Е.В. Этнокультурное пространство Северной Осетии. Владикавказ: ИПО СОИГСИ, 2011. С. 14.

. Калоев, Б.А. Осетины: историко-этнографическое исследование. М.: Наука, 2004. С. 70.

. Калоев Б.А. М.М. Ковалевский и его исследование горсих народов Кавказа. М.: Наука. 1979. С. 56.

. Калоев Б.А. Осетинские историко-этнографические этюды. М.: Наука, 1999. С.22.

. Ланда Р.Г. Ислам в истории России. - М.: Восточная литература, 1995. - 312с.

. Материалы по археологии и древней истории Северной Осетии. Том III. Орджоникидзе, 1975. С. 25.

. Миллер, В.Ф. Осетинские этюды. Ч. I-Ч III. М.: Типография бывш. Ф. Б. Миллера, 1881. С.3.

. Мисиков М.А. Этнографические сведения об осетинах. Владикавказ: арвАсин, 2011. С.32.

. Митрополит Ставропольский и Бакинский Гедеон. История христианства на Северном Кавказе до и после присоединения его к России. М., Пятигорск, 1992. С. 69-70.

. Новые материалы по археологии Центрального Кавказа в древности и средневековье. Орджоникидзе, 1986. С. 116-117.

. Обзор деятельности общества восстановления Православного Христианства на Кавказе за 1860-1910гг. Владикавказ, 1910. С 88.

. Обзор деятельности общества Восстановления Православного Христианства на Кавказе за 1960-1910гг.Тифлис: Типография Канц. Наместн. Е.И.В. на Кавказе. Лор.- Мел, 1910. С. 8.

. Оранский И.М. Иранские языки в историческом освящении. М.: Наука, 1979. С. 177.

. От скифов - до осетин. Материалы по осетиноведению. Вып. I.М.: Менеджер, 1994. С. 76.

. Подвижники ислама: Культ святых и суфизм в Средней Азии и на Кавказе/ Сост. С.Н. Абашин, В.О. Бобровников. М.: Вост. лит., 2003. С.6, 8.

. Преосвященный Иосиф, епископ Владикавказский. (18221-189гг.)/ Сост. священник И. Попов. Владикавказ, 2010. С.207.

. Происхождение осетинского народа. Орджиникидзе: Северо-осетинское книжное издательство, 1967. С.29.

. Протоирей Беляев И. Русские миссии на окраинах. Историко-этнографический очерк. Кавказская миссия. Владикавказ: Олимп, 2008. С.36.

. Ритмы ичтори: Сборник научных трудов. Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2003. С.133.

. Сказание о чудотворной Иверской Иконе божией Матери. Владикавказ: ТипоЛитография З.И. Шувалова, 1894. С.6.

. Религия в современном обществе. Научная конференция 25-27 февраля 2003г. Владикавказ, 2003. С.21.

. Техов Б.В. Осетины - древний народ Кавказа: Страницы из этнической истории осетин. Цхинвал: Ирыстон, 1993. С. 15.

. Толстой В.С. Очерк проповеди на Кавказе Великороссийской православной веры: Положение христианства на Кавказе до открытия проповеди//Сказание о Северной Осетии. Владикавказ: РИПП им. В.А. Гассиева, 1997. С.16.

. Уарзиати В. Ислам в культуре осетин//Эхо Кавказа,1993. №3 URL: www/anaharsis.ru/Vilen/Uarz_300.htm

. Шёгрен А.М.Осетинские исследования/ Под ред. А.А. Магометова. Владикавказ: Изд-во СОГУ, 1998. С. 121-122.

Как купить готовую работу?
Авторизоваться
или зарегистрироваться
в сервисе
Оплатить работу
удобным
способом
После оплаты
вы получите ссылку
на скачивание
Страниц
104
Размер файла
94.45 КБ
Просмотров
108
Покупок
0
Взаимодействие мировых и традиционных религий у родов Северного Кавказа
Купить за 600 руб.
Похожие работы
Сумма к оплате
500 руб.
Купить
Заказать
индивидуальную работу
Гарантия 21 день
Работа 100% по ваши требованиям
от 1 000 руб.
Заказать
Прочие работы по предмету
Сумма к оплате
500 руб.
Купить
Заказать
индивидуальную работу
Гарантия 21 день
Работа 100% по ваши требованиям
от 1 000 руб.
Заказать
103 972 студента обратились
к нам за прошлый год
1953 оценок
среднее 4.2 из 5
Александр Спасибо большое за работу.
uzinskayaantonina Прекрасный эксперт, все очень хорошо сделала, умничка каких мало, были проблемы с самим сайтом (некорректно работал...
Михаил Спасибо большое за доклад! Все выполнено в срок. Доклад был принят и одобрен.
Михаил Очень долго искала эксперта, который сможет выполнить работу. Наконец-то нашла. Работа выполнена в срок, все,как...
Юлия работа выполнена отлично, раньше срока, недочётов не обнаружено!
Юлия Работа выполнена качественно и в указанный срок
Ярослава Эксперта рекомендую !!!! Все четко и оперативно. Спасибо большое за помощь!Буду обращаться еще.
Ярослава Благодарю за отличную курсовую работу! Хороший эксперт, рекомендую!
Марина Хорошая и быстрая работа, доработки выполнялись в кратчайшие сроки! Огромной спасибо Марине за помощь!!! Очень...
Мария Благодарю за работу, замечаний нет!

Рассчитай стоимость работы через Telegram